Согласно ведическому знанию, Дхарма, Артха, Кама и Мокша - это четыре основные цели жизни, которые в большей или меньшей степени волнуют каждого из нас в разные периоды нашей жизни. Следование своей жизненной цели ставит человека на путь самореализации.
Эти четыре цели жизни известны как Пурушартха. Пуруша означает как высшую душу, так и человека; Артха - цель или предназначение. Пурушартха - это истинное предназначение души, которая рождается на земле. Ведические философы рассматривали четыре основные мотивации, которые руководят нами.
1 Дхарма - ее стимулом является добродетель
Дхарма - это правильные действия, правильная цель. Дхарма - это главная цель нашей жизни. Долг по отношению к себе и другим, обязанность поступать правильно. Дхарма - очень важная концепция ведической философии; мы должны быть духовно привязаны к тому, чтобы совершать правильные действия в жизни, независимо от последствий для себя. Дхарма - это религиозный, моральный и социальный долг. Поступать в соответствии с собственной совестью, следовать законам природы и поддерживать принципы общества. Дхарма может меняться в зависимости от пола, касты, национальности, статуса и культуры человека. У каждого из нас есть своя дхарма в зависимости от личных обстоятельств. Следование дхармическому пути приводит к самореализации на моральном уровне и позволяет нам выйти из круговорота кармы. Этот путь считается основным для человека. Без дхармы все остальные цели жизни бесполезны и не приносят удовлетворения или реализации.
2. Артха - ее мотивацией является создание богатства
Артха означает целенаправленное действие. Артха связана с богатством, финансовыми вопросами, материальным успехом и практической стороной жизни. Это действия, которые мы предпринимаем для достижения определенной цели. Это целенаправленная деятельность, которая ведет к процветанию и материальному успеху. Это приносит самореализацию через достижения в обществе и на мирском уровне. Но любая реализация, достигнутая на уровне артхи, должна соответствовать дхармическим принципам и быть добродетельной в своем достижении, только тогда вы сможете почувствовать удовлетворение. Обучение и ремесленные навыки также являются частью артхи. Артха совершается для того, чтобы поддержать семью, чтобы она была в безопасности. Создание богатства или процветание, достигнутое ценой этики и добродетели, не считается истинным проявлением Артхи.
3. Кама - ее мотивацией является удовольствие
Кама означает действие, совершаемое со страстью. Страстное поведение не обязательно должно быть только сексуальным, это может быть страсть к людям, делам, религии, жизни и т. д. Кама связана с искусством жить и получать удовольствие от любви, секса, отношений и чувственных удовольствий от музыки, ароматов, искусства, драмы и других творческих радостей жизни. Путь наслаждения пробуждает пять первоэлементов (Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир) и их физические органы (Глаза, Нос, Язык, Уши и Кожа). Кама - это то, что доставляет удовольствие уму, телу и душе, когда мы видим, слышим, едим, слушаем и осязаем. Кама - это страсть к жизни, желание наслаждаться ею во всех красках и формах, а также удовлетворять сексуальные и чувственные желания.
4. Мокша - ее мотивацией является Освобождение
Мокша - это духовная реализация. Мокша означает нирвану. Необходимость найти высшие истины и двигаться к самореализации. Это освобождение и избавление от боли и страданий через духовную трансценденцию и блаженство в присутствии Бога.
Когда мы достигаем Мокши, мы расстаемся с из круговорота рождений и смертей. Это конечная цель каждой воплощающейся души. Мокша поддерживается как единственная и неповторимая цель, которую стоит и другие цели жизни в идеале направлены таким образом. чтобы помочь в достижении этой высшей цели.
Все пурушартхи взаимосвязаны и взаимозависимы. Одна ведет к другой, и одна из них не может быть реализована, если мы пренебрегаем другой. Первая фаза целей - это Дхарма, Артха и Кама. Они связаны между собой и должны осуществляться в гармонии. Дхарма - самая важная цель, и ее нужно практиковать, достигая Артхи и Камы. Добродетель и этика не могут быть принесены в жертву в погоне за удовольствиями и успехом. Нам необходимо выполнить свои артху (обеспечение семьи), каму (брак и чувственный путь) и дхарму (духовные обязанности), прежде чем мы будем готовы двигаться к конечной цели жизни - мокше. Попытки ускорить путь к мокше могут привести только к неудаче, поскольку мирские проблемы еще не решены, душа не полностью готова отказаться от всех своих обязанностей. Мудрецы всегда говорят, что сначала нужно выполнить первые три пурушартхи, а затем только стремиться к мокше.